|
![]() |
http://www.eventum.ru/company/?do=articles Финансовое планирование организации корпоративных мероприятий и праздников Я не знаю - какое мероприятие Вы хотите организовать. Может быть, это будет бал с костюмами и маскарадом, поп-звездами и шоу-балетом в дорогом ресторане. Может быть - загородный пансионат с баней и лыжами. Может быть - теплый вечер в родном офисе с милыми подарками и домашними закусками. Мне не угадать. Поэтому я смогу рассказать всего лишь об нескольких общих подходах и принципах, которые Вы сможете творчески переосмыслить и использовать в своем личном и дорогом опыте. Я хочу обсудить финансовое планирование мероприятия, задав несколько вопросов. - Каковы цели Вашего мероприятия? Подумайте о них. Серьезно подумайте. - Как формируется бюджет мероприятия ? Какова его структура. Поймите и прочувствует ее. - Какими свойствами нужно обладать, при организации мероприятия? Вы удивитесь - оказывается они весьма неожиданные. Итак. Каковы цели Вашего мероприятия? Сформулированная цель, ее осознание может серьезно повлиять на подход к организации мероприятия. Это обязательно повлияет на его бюджет. Будьте честны с собой, это Вам поможет. Какие есть варианты целей? В качестве общего подхода я назову три типичных цели. Мы не знаем. У Вас нет цели? Тогда это мероприятие "для галочки"? Так тоже можно. В этом случае Вашей основной задачей будет составить максимально жесткий бюджет, экономьте на всем - основная мини-цель, просто соблюсти приличия при минимальных затратах. От себя замечу, что к счастью, это редкий случай постановки цели, но, к сожалению, распространенный подход к реализации. Как определить этот минимальный уровень приличий - разобрать мероприятия на части и последовательно методом исключения вычеркнуть все, без чего можно обойтись. Внешний PR Приглашение на мероприятия помимо сотрудников еще и партнеров, клиентов. Вам будет нужно озаботиться "рекламными" материалами - сувенирами с символикой фирмы, буклеты и пр. На таком мероприятии Вы можете презентовать достижения фирмы в целом за год. Руководство может обратиться с официальной и торжественной речью. Ваше мероприятие - очередной удачный повод для внешнего PR . Мини-цели: - поддержание лояльности существующих клиентов - привлечение новых клиентов - работники будут гордиться причастностью к компании - другие цели, которые Вы можете дополнить сами. Вы можете пригласить поп-звезд, артистов и провести в фешенебельной гостинице, ресторане. На мероприятие стоит заказать строгие официальные пригласительные. Внутренний PR Приглашаются преимущественно работники фирмы, члены их семей. В этом случае уместны ценные подарки сотрудникам, общее фото, командные игры и пр. подобные развлечения. Такое мероприятие можно провести за городом, в пансионате, клубе в камерной обстановке. Руководству стоит обратиться с простой человеческой речью (напишите ее с теплотой), отметить достижения не только всей компании, но и отдельных подразделений или отдельных сотрудников. Наградите лучших - сейчас отличное время для этого. Ваши мини-цели - поддержание лояльности сотрудников - создание конструктивного духа в коллективе - другие цели, которые Вы можете дополнить сами. Понятно, что мероприятий в чистом виде не бывает, это всегда некий микс, но все приоритет для себя определить совершенно необходимо. Как формируется бюджет мероприятия Здесь не будет примера. Он Вас только запутает. Наверняка у Вас есть специфика, которую я не смогу отразить в любом расчете. Поэтому - поймите общий подход. Принципиальный момент для понимания - бюджет состоит из двух частей - "постоянной" и "переменной". "Постоянные" расходы. Это, что не зависит от количества человек на мероприятия. Будут ли у Вас 1 человек или 100 - они все равно останутся неизменными. К этим расходам, например, можно отнести: - расходы на аренду помещения мероприятия - расходы на оформление - обеспечение шоу-программы - звук, свет, музыка, если оплачиваются отдельно - транспортные расходы (например, общий автобус) - другие расходы, допишите свои. Понятно, что если в Вашем мероприятии участвует 10 человек, Вам будет нужно меньшее помещение, чем для 100. Поэтому "постоянные расходы" я взял в кавычки. Переменные расходы. Сюда мы относим все порционное. Будут ли у Вас 1 человек или 100 - они изменятся пропорционально. К этим расходам, например, можно отнести: - услуги кейтеринга (закуски, еда в широком смысле) - алкоголь - подарки - другие расходы, допишите свои. Хочу обратить внимание, что после того, как Вы оплатите нужные счета, расходы превратятся в постоянные. Скорее всего, Вы уже не сможете вернуть деньги, если количество участников мероприятия внезапно сократиться. Я немного покривил душой, говоря только о двух частях. Есть еще особая статься - НВС. Расшифровка этого термина? На Всякий Случай. Это своеобразный фонд для оперативного решения проблем, на непредвиденные расходы. Они обязательно будут, как бы тщательно Вы не планировали мероприятие. НВС можно и нужно определить заранее, на стадии планирования, например в виде процента (скажем 10%) от общего бюджета мероприятия. После этого не меняйте эту сумму. Больше нее бюджет не должен раздуваться, это закон. В качестве стимулирующего момента, я хочу посоветовать использовать остаток НВС после мероприятия (весь или часть) выдать группе, участвующей в подготовке мероприятия в качестве бонуса/премии. Это будет благодарность за хорошее планирование, за самоотверженность сотрудников в отстаивании интересов компании перед субподрядчиками. Особое внимание! Организаторы, планирование и подготовка мероприятия, это особая тяжелая и кропотливая работа. Добейтесь от руководства, чтобы и они относились к подготовке мероприятия как к отдельному бизнес-проекту. Пусть для Вас выделят специальное время на его подготовку. Выделят бюджет. Оценят результат по завершению проекта. Никогда не позволяйте, чтобы организацию мероприятия давали кому-то "в нагрузку", вы сильно потеряете в качестве. Организация мероприятия - это самостоятельный проект. Точка. Восклицательный знак. Качества. Полезные качества для организатора мероприятия Паранойя. Она Вас спасет. Начнем с Закона Мерфи. Если неприятность может случиться - она обязательно случится. Если может случиться несколько неприятностей - они случатся в самой неблагоприятной последовательности. Примите это - ЭТО НОРМАЛЬНО в нашем деле. Разложите Ваше мероприятие на составляющие элементы. Подумайте и составьте себе план, что делать, если выпадет каждый из этих элементов. Один, второй, два подряд. Самое невероятное может случиться. Например. Подумайте, что делать если: - Не придет ведущий вечера (попал в пробку, сломал ногу, не важно) - Если выключится электричество - Разобьется ящик шампанского - Пропадут все подарки (задержат их доставку) - Случится драка или другое недоразумение - Обнаружится приятный сюрприз, о котором Вас не предупредили (кто-то проявил инициативу) Найдите ключевой элемент Вашего мероприятия, который может ВСЕ испортить. Именно к этому готовьтесь особо, проверьте и перепроверьте все - чтобы этого не произошло. Все это может случиться. Ни одна страховая компания Вас не застрахует. И поэтому для всего у Вас должен быть запасной план. Пусть он не компенсирует потери, но зато все мероприятие не сорвется. Когда-то этот подход, Ваш запасной вариант Вас спасет. Это и есть профессионализм. Цинизм. Следствие из паранойи. Если в Вашей компании больше 3 человек - Вы не угадаете, сколько человек придет на Ваше мероприятие. Скорее всего их будет немного меньше, чем Вы рассчитывали. Только в очень исключительных случаях это будет не так. Причины этому могут быть разными - личные (например, другие планы, о которых стесняются сказать), профессиональные ( много текущих дел, важные другие встречи), другие причины (они всегда найдутся). Так или иначе, гостей будет меньше, чем Вы думаете и до конца мероприятия скорее всего останется еще меньше. Предположим, Вы ожидаете, что к Вам придет 100 человек. Вы закажет еды и сувениров на 100 человек? Реально появляются только 80 и постепенно расходятся так, что к концу мероприятия остается только 40. Понимание этой динамики, как минимум дает Вам информацию, что закусок нужно заказывать на 80 человек, а десертов - на 40. Вспомните свое предыдущее мероприятие. Нарисуйте свою диаграмму, как меняется количество участников в течение мероприятия. Вы лучше знаете свою аудиторию. Но общий вектор скорее всего будет таким. Найдите на диаграмме область "экономия" и не теряйте ее больше. Еще одно следствие цинизма и наблюдения, приходящие с опытом - большинство субподрядчиков постараются Вас надуть. Элегантно или не очень, но почти наверняка. Относитесь к этому трезво, никого не обвиняйте - ЭТО НОРМАЛЬНО, такова жизнь, так происходит не только в России. Прагматизм. Вывод из цинизма. Подготовка праздника - такой же бизнес-процесс, как и все остальные, подготовка рекламы, например. Контроль расходов необходим в той же степени. Отдых будет потом, сейчас все нужно считать-считать-считать. - Ни при каких условиях нельзя допускать ситуации "нам это нужно позарез, платим любые деньги". Этого можно избежать, заранее планируя все процессы и расходы. Чем ближе мероприятие, тем вероятнее история "горящих путевок" наоборот. В нашем деле невнимательный и непредусмотрительный платит дважды. И дороже. - Зафиксируйте "точку невозвращения". Договоритесь, что после определенного момента бюджет больше не меняется ни для каких новых гениальных идей. Лучшее - враг хорошего. Страшный враг. Хороший сценарий мероприятия за неделю не нужно менять за 2-3 дня. - Зафиксируйте уровень "запаса прочности" Вашего бюджета. НВС не должен меняться до бесконечности. - Зафиксируйте расходы на обслуживающую компанию. Например - когда Вы покупаете обувь и платите достаточно большую сумму за обдуманную покупку Вам ненавязчиво предлагают купить еще средства по уходу за обовью - расходы небольшие, по сравнению с основной покупкой. Но это уже дополнительная эмоциональная покупка, Вы за нее переплачиваете, она не всегда Вам нужна. Обслуживающие Вас компании поступят точно так же - они молодцы, они хорошие бизнесмены и постараются продать Вам дополнительные ненужные Вам услуги. Вы тоже хороший бизнесмен - проявите твердость. Не давайте эмоциям взять верх над Вашими финансами. Гедонизм. Вылупляется из прагматизма. Когда дело сделано - расслабьтесь. Ваша роль мавра уже сделана. Не считайте больше ничего, забудьте, сколько стоит каждый бутерброд и фужер вина. Если план был хорош, он выполнен - Вы уже исполнили свой долг. Поймите, что Вы можете изменить, смиритесь с тем, что Вы не можете изменить и научитесь различать первое и второе. На мероприятии уже ничего не меняйте. Наслаждайтесь. |
© 2006 Sergey Ushakovsky